Тот, кто умеет эффективно учиться, тот везде добьется успеха
Интеллектуальные методики
для Вашего роста во всех сферах жизни
Работа с информацией, эффективное обучение,
развитие памяти, скорочтение, скоропечать

Развитие памяти и внимания. 4 подхода

Развитие памяти и внимания

Думаете, развитие памяти и внимания — это сложный и мучительный процесс ежедневной зубрежки? Спешу вас обнадежить: это далеко не так. Напомню, что развитие памяти — это не только техники и методы. На хорошую память влияют и наше состояние и образ жизни, информационное окружение и некоторые другие стороны нашей жизни, об этом може прочитать в предыдущей статье.
А в этой статье я хочу рассказать именно о методиках и подходах грамотного владения своей памятью и одновременной ее тренировки. Всего можно выделить 4 основных подхода к правильному запоминанию и развитию хорошей памяти и внимания.  Рассмотрим каждый в отдельности.

развитие памяти и внимания

1. Совместное развитие памяти и внимания.

Внимание непосредственно связано с тем, что мы запоминаем и насколько качественно. Наша кратковременная память основана и взаимосвязана с нашим внимание. А внимание избирательно и по своему объему не очень велико. По закону Миллера одновременно мы можем удерживать в поле внимания 5-9 объектов.
Барбара Оакли говорит о том, что в реальности это число еще меньше и составляет всего 4 объекта, просто большее количество объектов, 5-9 мы объединяем в небольшие блоки, которые запоминаем связанно.
Например, попробуйте за 1-2 секунды запомнить следующий набор цифр, взгляните на них и быстро отведите взгляд:

5  3  0  4   9    1   7   2

Проверьте, насколько точно вы смогли запомнить это набор случайных цифр. А теперь второй эксперимент. Вам также нужно запомнить набор цифр за 1-2 секунды. Быстро взгляните и отведите взгляд:

51   70   39    94

А теперь проверьте, насколько хорошо вы запомнили цифры в таком варианте. Сравните два эксперимента. Скорее всего, во втором случае, вам было легче запомнить набор чисел. И легче было именно потому, что информация была сгруппирована в 4 блока, где каждый блок — это легкая информация.

Обычно именно так мы и запоминаем: небольшими блоками, количество которых не более четырех. Это совместное свойство памяти и внимания практически одинаково у большинства людей и связано оно с физиологией этих когнитивных процессов. Ведь внимание нам нужно, чтобы сосредоточиться на самом главном, отсекая лишнее.

Однако кратковременную память и внимание можно тренировать. Частично благодаря тренировкам мы можем увеличить объем нашей кратковременной памяти и запоминать более сложные блоки информации. Конечно, с одного взгляда не получится запомнить сверхбольшие объемы информации, но отчасти увеличить этот ресурс можно за счет тренировки быстро переводить информацию из кратковременной памяти в долговременную. А также за счет постоянной тренировки держать все наши нейроны в активном, работоспособном состоянии.

К этой группе тренировок как раз относятся столь распространенные методы:

  • Ежедневно учить стихотворения, хотя бы небольшое их количество, или афоризмы, цитаты, части текста литературных произведений и повторять их периодически. Это механическая тренировка памяти и внимания.
  • Тренировать свое внимание, концентрацию, способность сосредотачиваться с помощью наиболее интересных для Вас методов: искать отличия на картинках (как в детских книжках), искать на повторяющихся картинках и узорах что-то лишнее, проходить лабиринты и другие подобные игры, которые требуют пристального внимания
  • Произвольная концентрация. Постарайтесь концентрироваться на одном предмете: стрелках часов, ветке дерева, цветке или других приятных нейтральных объектах, попробуйте концентрироваться на предмете и не думать ни о чем, смотреть только на предмет. Сначала концентрируйтесь по 30 секунд, потом постепенно увеличивайте время концентрации.
  • Еще несколько несложных техник по теме развитие памяти и внимания вы найдете в статье как лучше запоминать
  • Также может тренировать свою память различными мнемоническими техниками. Весьма неплохой список книг представлен в этой статье

Внимание и наблюдательность

Наше внимание тесно связано с наблюдательностью. Мы с Вами не можем запомнить то, на что не обратили внимание. Мы часто совершаем действия на автомате, не замечая их. Такие действия проходят мимо нашего внимания и, следовательно мимо памяти.

Вспомните сейчас, в какую сторону нужно повернуть ключ, чтобы открыть Вашу входную дверь?В какую сторону повернута щетина Вашей зубной щетки?В каком положении должен быть  выключатель, чтобы свет горел в Вашей комнате?

На некоторые вопросы большинство людей с трудом дают ответ. И, скажу Вам, это совершенно нормально. Наш мозг постоянно фильтрует данные, чтобы не перегружаться  ненужной и несущественной информацией, поэтому он не запоминает то, что мы видели глазами, но не заметили, не обратили внимание.

Но об этом эффекте важно помнить, если Вы хотите что-то действительно запомнить. Нужно обязательно обратить и задержать свое внимание. Помните об этом феномене.

2. Эмоциональность запоминания.

Свойство, которое помогает запоминать качественно большее количество материала. Чисто физиологически наш мозг устроен так, что все, что имеет сильную эмоциональную окраску, запоминается лучше.

Причем отрицательно окрашенные события запоминаются лучше, поскольку для мозга они видятся жизненно важными. Но обычно те факты, которые нам необходимо запомнить, не являются опасными или угрожающими, потому и запоминаются труднее. Представить такие учебные материалы в виде опасных бывает затруднительно.

А вот представление учебных материалов в положительно окрашенных тонах возможно, и именно такой подход бывает очень полезен, при том, что он еще и довольно прост в исполнении. В чем сущность этого подхода.

Запоминаемую информацию представляйте в виде эмоционального события: веселого, смешного, фантастичного. Например, если вам нужно запомнить дорогу или маршрут, представьте, как по этому маршруту ползет улитка-гигант, и по пути засовывает голову в магазины и здания. Сначала ползет по широкой улице Иванова, оставляя след слизи, на котором подскальзываются все прохожие. Потом она поворачивает на улицу Петрова и съедает пару ящиков яблок с лотка, который на этой улице расположен. Затем ползет по улице между двух близкостоящих домов и кое-как протискивается, пыхтя и бурча себе под нос что-то. И так далее. Подключайте эмоции.

Когда вы учите и запоминаете любой материал, помните, что хорошее самочувствие и настроение помогут успешнее запомнить любой материал. В плохом настроении наше внимание сосредоточено на событии, «испортившим» это настроение, а не на учебном материале.

Используйте способы, основанные на азарте и состязательности. Легкий азарт и состязательность сразу подключают множество эмоций, которые в легкой форме способствуют усилению нашей способности концентрироваться. Мотивируйте себя наградой за успешное запоминание или посоревнуйтесь с друзьями, кто быстрее выучит материал.

развитие памяти и развитие внимания

3. Развитие памяти и внимания с помощью свойства образности памяти

У нашей памяти есть одно из важнейших свойств, понимание и умелое использование которого позволяет как получить мгновенный эффект увеличения скорости запоминания, так и в перспективе, при формировании правильной привычки эта техника позволит запоминать много и  легче.

Итак, само свойство заключается в том, что наш мозг оперирует только образами. А вот информация, которую мы запоминаем, носит в основном символический характер. Слова, числа, формулы, тексты, термины, определения — все это символическая информация. Это символы, придуманные человеком. Образы — это картинки в нашей голове. Именно с помощью образов мозг обрабатывает информацию.

В течение жизни мы нарабатываем опыт и символы, например такое сочетание букв «чайник» создает образ чайника в нашей голове, когда Вам говорят «дерево», у Вас в голове моментально возникает образ дерева. Эти процессы настолько отработаны, что мы их не замечаем. Подобные мысли, состоящие из образов запомнить легко, это наш естественный процесс.

Но в современном мире у человека в речи и мышлении присутствуют такие элементы, которые трудно представить. Что, например, такое корпускулярный дуализм? Можете ли Вы его себе представить? Или девальвация? Даже если мы понимаем смысл, нам сложно это представить.

Человек научился размышлять с помощью этих абстрактных понятий, но скорость запоминания и мышления абстрактными понятиями в разы меньше, чем образными. Хотите знать секрет гениальных людей и просто мастеров сложных предметов и дисциплин? Хотите знать, как талантливые учены могут работать со сложнейшими абстрактными вещами? И как некоторые обычные люди умеют быстро схватывать на лету?

Они себе все представляют, они все, что изучают, переводят в картинки в своей голове. Именно так проще всего понять суть, смысл изучаемого, сконцентрироваться и запомнить материал.

Я уже говорила, что Энштейн представлял себя летящим в космическом корабле со скоростью света. Также он представлял себя летящим фотоном. Барбара Макклинток, Нобелевский лауреат в области физиологии и медицины, говорила, что при изучении и анализе физиологических процессов в клетке воображала себя кукурузой и рассматривала свои кукурузные хромосомы.

И вы также при изучении и запоминании сложного материала, воображайте себе все детали, представляйте их картинками, красочными и интересными. Именно с такой привычкой вы ускорите развитие памяти и внимания.

развитие памяти и внимания

4. Использование ассоциативности памяти

Каждый предмет или явление вызывает в нас определенные ассоциации, за исключением тех явлений и процессов, с которыми мы встречаемся впервые. Если мы подбираем ассоциации, то нам проще запомнить какой-то факт или материал. Неосознанно многие пользуются этим способом, но давайте сделаем этот неплохой метод очевидным, привычным.

Например, вы в новой компании знакомитесь с людьми. Обычно имена быстро вылетают у вас из головы. И, увы, так неудобно становится обращаться, когда точно не помнишь, как зовут человека. Что можно сделать? При знакомстве заведите привычку ассоциативной связи имени нового человека с известной личностью. Например, вы познакомились с Катей. Представьте ее в образе императрицы Екатерины, с короной на голове, в пышном платье. А может быть просто про себя к ее имени прибавьте «великая», ведь прозвища, ники, клички мы запоминаем легче, чем имена. И так найдите ассоциации к каждому новому знакомому. Покрутите в голове эти ассоциации при знакомстве и в следующий раз вам гораздо легче будет вспомнить этого человека.

Я надеюсь, вам понравились упражнения на развитие памяти и внимания, которые здесь изложены. Они помогут вам как тренировать память, так и быстро запоминать некоторые факты.