Я много раз говорила о том, что особо планомерным развитием детей не занимаюсь. И единственное, что лично я могу делать, и что мне нравится — это стимулировать развитие воображения у детей. Это так интересно и весело, что я сама получаю от этого удовольствие. Если вы помните, то именно воображение является основой, благодаря которой другие интеллектуальные процессы (память, мышление) могут легко и быстро развиваться.

Если забыли, можете почитать, почему я считаю развитие воображения (даже у взрослых) самым важным интеллектуальным навыком

Итак, напомню, почему вся остальная система развивашек проходит мимо меня:

  • Я просто ленюсь. Да, это так. И это первый пункт. Иногда бывают наплывы желания заниматься чем-то с детьми. И тогда я использую эти наплывы, мы все вместе с удовольствием занимаемся всем, чем только можно. А детки от редкости таких занятий пищат от удовольствия и схватывают все на лету. Казалось бы, немножко себялюбие, а сколько пользы приносит!
  • Детки сами обладают огромным потенциалом любознательности. И я стараюсь не задавить их естественную потребность учиться придуманными мной занятиями. При этом, если ребенок сам просит что-то сделать (сам хочет узнать буквы, спрашивает цифры, хочет узнать устройство ракеты), то я отвечаю и рассказываю. Дети сами становятся инициаторами уроков и занятий.
  • Для деток дошкольников и младших школьников важна игра. Не занятия в игровой форме, а именно сама игра. И это главное их занятие и главный урок.

Подробнее о естественном методе развития детей читайте статью естественный метод развития ребенка

И все же есть одна вещь, которую я стараюсь развивать, хотя этот глагол подходит не очень хорошо (я стараюсь, скорее, стимулировать). Это развитие воображения у детей. И здесь не идет речь о том, чтобы сделать аппликацию или нарисовать домик с солнышком. На мой взгляд занятия «повторяй и делай как я» с натяжкой можно назвать настоящими, творческими. Они интересны, полезны, важны, но это еще не настоящее творчество. Истинное творчество подразумевает создание того, чего еще не было. Итак, какие же я использую идеи и принципы при стимулировании развития воображения детей.развитие воображения у детей

Развитие воображения у детей: идеи и принципы

Игры. Все должно быть игрой. Не в игровой форме, а игрой. В ней могут быть правила, а может не быть. При чем дети сами создают эти игры. Я могу начать, а они продолжают.

Если ребенку не хочется, мы не делаем того, что развивает воображение. Насильно развивать такой навык бессмысленно, все равно ничего не выйдет. Кстати, если этого не хочется мне, я также не делаю.

Нет специальных занятий, все включено в жизнь и игры. Нет ничего скучнее, чем сидеть и специально делать однообразные упражнения. Любой из нижеописанных методов может быть применен когда и где угодно.

От всего нужно отдыхать, даже от развития воображения. Именно во время отдыха вся информация, которой был занят мозг во время бодрствования, сохраняется и закрепляется. Поэтому отдых — одна из важнейших составляющих любого развития. Кстати, об этом у меня на сайте есть тоже статья: научитесь отдыхать.

Идеи, думаю, понятны. А то можно и полезным развитием замучить ребенка. Но я, как вы поняли, против этого. А теперь перейдем к конкретным примерам. Кстати, здесь я больше буду говорить о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста, это мне ближе. Для деток постарше можно придумать большее количество игр. Подрастут мои детки, напишу и об этом статью.

Развитие воображения у детей. Традиционные занятия:

Сказки. Чтение книг со сказками — один из самых старых методов развития воображения. Ребенок, как и многие взрослые, проживают целую историю, как будто сами находятся там, внутри сказки.

Сюжетно-ролевые игры. В это любят играть почти все детки-дошкольники. Представь, что ты бабочка (щенок, камаз, космическая ракета) и ты полетел на другую поляну (планету). Подскажите ребенку начало истории, что он там встретился с кем-то, что-то произошло. А дальше пусть ребенок сам придумывает сюжет. Маленькие детки будут чаще полагаться на ваши подсказки, а детки постарше выдумывать свое. Пусть они проделывают невероятные приключения, спасаются от злодеев или находят клады.  Наверное, у каждого ребенка есть своя любимая игра. Я не ограничиваю в фантазии детей, они могут выдумывать кого и что угодно. Иногда я сама додумываю с ними что-нибудь интересное и мы вместе «спускаемся в подземелье искать клады». И все это мы проделываем, проигрываем, проползаем. Дети настолько увлекаются этой самой обычной, но важной игрой, что верят во все по-настоящему и проживают целую историю.развитие воображения

Свободное рисование. Когда ребенок рисует сам и все, что только хочет, пусть это будут даже каляки. Пусть ребенок смешивает цвета, рисует разные формы. Не важно, что он рисует, важен процесс. А после можно спросить, что это нарисовано. и пусть малыш ответит на что похож его рисунок.

Игры на развитие воображения у детей: мои примеры

Несуществующее. Подходит для спокойных игр. Мы решаем, что будем придумывать несуществующих животных (предметов, изобретений, растений, людей). Выбираем что-то одно, и начинаем фантазировать. Детки сами описывают кто или что это, что оно делает, как его зовут. Например, придумываем несуществующее животное: «Его зовут ГИНКОЗЯВА. Это такая фиолетовая гусеница, но с крыльями как у летучей мыши, а брюхо у нее раздваивается, а потом снова соединяется, получается как будто дырка в животе и она в этой дырке может что-то таскать. Глаза у нее есть спереди и сзади, чтобы хорошо видеть, а еще есть шерсть, но растет она не везде, а только узкой полоской как грива». Даже детки 2,5-3 лет подключаются и начинают придумывать очень оригинальные вещи.

Что можно полезного сделать из … Мы выбираем простой предмет (карандаш, кусок бумаги, яблочный огрызок) и придумываем необычные изобретения из этого предмета. Например, карандаш: в нем маленькой пилочкой можно выпилить двери, окна и комнаты и сделать дом для муравьев или других мелких букашек.

Свои сказки. Если нам немного наскучили обычные сказки, мы начинаем придумывать свои. Это могут быть совсем короткие мини-сказочки или целые большие произведения. Причем мой трехлетний малыш способен сам придумать и рассказать небольшую историю, а 5 летняя дочка придумывает полноценные сказки с сюжетом. Вот несколько примеров мини-сказочек:

Жила была рыбка. И была она радужная, вся чешуя ее была разноцветная как радуга. Но было ей скучно в своем озере поскольку одна она была такая радужная. Однажды одна ее старая чешуйка желтого цвета выпала и упала на другую рыбку. И вдруг эта рыбка начала становится тоже цветной. Радужная рыбка тогда помчалась к камешку и быстро почесала спинку о камень, чтобы старые чешуйки выпадали быстрее, а потом она разнесла эти чешуйки по всему озеру и разбросала на всех рыбок, лягушек, мальков и прочую живность. Через некоторое время весь пруд был заполнен радужными животными. И рыбке стало жить очень весело.

А представь себе... Часто в простых делах и играх я задаю такой вопрос: а представь, что ты комета (ракета, муравей, ветер, дом, ведро, огонь), то что бы ты делал? Не представляете, как интересно смотреть на реакцию ребенка, когда он представляет себя чем-то или кем-то. На лице бывает написано больше, чем он может это сказать. После одного такого вопроса может быть долгое объяснение с невероятным количеством интереснейших событий. Дальше все это может плавно перейти в игру в это существо. Дети такое обожают. Пример: «Представь, что ты желтый листик, оторвавшийся от дерева осенью, куда бы ты полетел?». Мои детки ответили: «Я бы полетела в Москву. Потом бы там полетала, опустилась на землю. потом полетала, потом вернулась бы обратно. Потом меня бы подобрали вы и забрали себе, поставили для красоты в шкафчик. Я была бы красно-зеленого цвета, в форме огня, только у меня было бы 4 кончика».

Развитие творческого воображения: развивайте себя

В начале, особенно если вы раньше не играли в такие игры, вам нужно показать пример, как играть. Попридумывать самим всех этих несуществующих животных и необычные ситуации. И со временем детки подключатся к вам. И вы удивитесь тому, насколько богатая у детей фантазия.

На самом деле, игр может быть больше, все зависит от вашего воображения в том числе. Развитие воображения у детей — это не строго регламентированное занятие, оно само может быть любым, лишь бы было в радость вам и деткам, лишь бы давало широкий простор фантазии. Особенно в детстве все плоды воображения ощущаются так живо, что каждый ребенок проживает множество разных жизней и сюжетов, а это само по себе развивает ребенка.

Ирина Пермякова

PS. И да, если вам нужны более разнообразные занятия, но для себя или для детей постарше, у меня есть сборник материалов по развитию воображения, мышления и памяти.

Нравится? Поделитесь материалом
  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться
  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •