Тот, кто умеет эффективно учиться, тот везде добьется успеха
Интеллектуальные методики
для Вашего роста во всех сферах жизни
Работа с информацией, эффективное обучение,
развитие памяти, скорочтение, скоропечать

Правила самоорганизации при выполнении нелюбимых, трудных или противных дел

Нам часто приходится выполнять далеко не самые интересные дела. Их крайне трудно начать и довести до конца. Очень часто такие дела откладываются день за днем, а потом накапливаются большой горой, которую с невероятными усилиями приходится разбирать не один день. И в следующий раз при появлении такой же нежеланной задачи нам еще меньше хочется за нее браться.  Как же справиться с этим кругом? Необходимо грамотно организовать свою работу над неприятной работой, подойти к ней так, чтобы выполнять ее было легче. Вот несколько приемов, которые могут вам помочь. Итак, каковы правила самоорганизации при выполнении трудных и нелюбимых дел.

Правила самоорганизации при выполнении нелюбимых дел

  1. Работайте небольшими отрезками, выполняйте дело по маленьким частям, но регулярно. Это относится к большим задачам. За интересное занятие мы хватаемся и делаем до тех пор, пока усталость не свалит нас с ног. А вот за нелюбимые дела никак не можем взяться. Не давайте себе обещаний, типа «завтра сутра займусь», сделайте кусочек дела прямо сейчас. Самую малость, самое начало. Пусть это будет капля в море вашего крупного задания, но это лучше, чем ничего. Как представится возможность – сделайте следующий маленький шаг, потом еще следующий, крошечный, но шаг. Так иногда можно и не заметить, как трудное дело серьезно продвинулось.
  2. Каждый день начинайте  с маленького, но очень противного дела (лягушки в терминах Г. Архангельского). Когда четкие сроки исполнения задачи отсутствуют, эта самая лягушка будет висеть на вас и мозолить ваши глаза ежедневно и ежечасно. Рано или поздно вам придется взяться за эту задачу. Так пусть это будет раньше, ведь так весь день вы будете более спокойны и счастливы, зная, что самое неприятное из всех дел на сегодня уже решено. Итак, самое противно дело делаем в самом начале дня.правила самоорганизации
  3. Составляйте небольшой список с хитростью. Списки дел в целом разгружают нашу голову, уже нет необходимости вспоминать, что же надо было сделать. При этом дел не должно быть много. Развивайте в себе привычку записывать 3-5 самых важных дел на день, остальное сделаете, если будут силы и вдохновение. Но попробуйте одну маленькую хитрость. Когда вы составляете список заранее, самым первым запишите задачу, которую вы уже сделали вчера. Потом лягушку, а потом остальные дела. И с самого утра, взглянув на свой список, торжественно вычеркнете первое дело – вы его уже сделали. Да, это обман себя, но как помогает! Это задаст тон вашему дню, вам легче будет перейти к лягушке, когда в вашем списке есть выполненное дело.
  4. Устанавливайте сроки для каждого маленького этапа дел и в целом для крупного. Это относится любым планам, но для неприятных дел постановка срока безумно важна. Когда нет некоторого дедлайна, наш организм расслабляется и не хочет выполнять дело совсем. Так и затягиваются самые неприятные занятия, их накапливается все больше и больше, а выполнять их не хочется совсем. Сроки будут подгонять вас и мотивировать.
  5. Инвестируйте заранее. Иногда оказывается гораздо продуктивнее сделать подготовку до того, как наступит неприятное дело. Скажем, привить себе привычку мыть обувь сразу после прихода – тогда отпадет необходимость долго ковырять засохшую грязь в выходные. Или хорошая привычка сразу раскладывать бумаги и записи по нужным папкам, убирать вещи после их использования на место. Да, это трудно и не всегда хочется. Да, нужно затратить лишние 5 минут в день. Но представьте только, что это избавит вас от мучительной необходимости устраивать генеральную уборку на своем рабочем столе в конце недели.правила самоорганизации
  6. Визуализируйте положительный результат. Когда вам предстоит начать трудное или неприятное дело, представьте ту радость, которая охватит вас, когда вы его закончите. И тот приятный результат, который вы получите: чистый стол и сверкающая посуда; тишина по ночам вместо непочиненного крана, из которого постоянно капает по мозгам; спокойный и радостный день, поскольку вы уже поговорили с самым противным клиентом, и вам остались гораздо более приятные дела.
  7. Придумайте себе награду. Выполнение неприятного и трудного дела – настоящий подвиг. Придумайте себе небольшой презент, который вы с огромным удовольствием возьмете за полностью реализованную задачу. Только помните о сопоставлении размеров. Если неприятным делом является помыть посуду, то вознаграждением может быть 10 минут блуждания в интернете, любимое мороженое или что-либо еще небольшое. А если вы закончили двухмесячный сложный проект на работе, тут наградой станет поездка на выходные за город, желанный девайс или что-то еще ценное для вас. Стимул получить награду за исполнение дела в срок будет для вас хорошим помощником.правила самоорганизации
  8. Делайте необходимые задачи сразу, не откладывая. Это очень хорошая привычка, позволяющая сэкономить время и силы. Выработайте себе ее, и нелюбимых дел станет значительно меньше. Ведь гораздо проще помыть всего лишь две тарелки утром сразу после завтрака, три чашки и кастрюлю днем после обеда, пару тарелок вечером, чем гору посуды перед сном. Проще каждый день разбирать по 5 только что пришедших писем, чем целую гору в конце недели.

    Читайте также мои практические принципы тайм-менеджмента

  9. Попробуйте сделать неприятное дело по-другому, не так, как вы делаете его обычно. Написать нудный отчет, представляя, что вы пишете супер-секретный доклад шпиона-разведчика. Вы можете прятаться от коллег, закрывать рукой экран монитора (в меру, конечно, чтобы вам не вызвали 03), придумать для себя, какой тайный смысл несут слова «ликвидность» и «процент продаж». Можно гладить белье левой рукой, если вы делали это правой, выносить пакет с мусором не в руке, а повесив через плечо как рюкзак. Да, это может выглядеть смешно, но это отвлекает от мыслей о неприятном деле, веселит вас. Возможно взгляд с другой стороны изменит ваше отношение к нелюбимому делу.
  10. Делайте то, что Вам нравится. Если в Вашем дне присутствуют дела, которые Вы любите, которые Вас вдохновляют, то все остальное (рутинные задачи, противные дела, сложные дела) будут выполнять намного легче и быстрее. Пусть в Вашей жизни каждый день будет частичка счастливых дел.
  11. Используйте технику «Кайдзен». Суть ее заключается в том, что нелюбимое дело вы начинаете делать с оговоркой, что это будет продолжаться 1 минуту и не более. Как только минута кончилась, можете смело заканчивать дело. А если хочется продолжать, то продолжайте. Вы удивитесь, насколько много может решить одна минута.

А у вас есть свой приемы и правила самоорганизации, как выполнять неприятные и нелюбимые дела? Если да — делитесь ими в комментариях.

 

  • Ольга

    Спасибо за советы! Кое-что уже применяю на практике, а что-то было новым, например, левой рукой гладить вещи :))) Что касается моего опыта: если неприятное дело не требует от меня мыслительной деятельности, то я люблю в момент его делания слушать полезную для себя информацию: лекцию по своей специальности, полезный вебинар для мам и т.п. Тогда дело проходит легко и я даже не замечаю, когда успеваю закончить. Если же неприятное дело требует моего внимания и мышления, то тут просто надо съесть эту лягушку и все, причем желательно тогда, когда никто не будет отвлекать. Для таких неприятных интеллектуальных дел я просыпаюсь в 4-5 утра. сажусь, делаю, а потом иду досыпаю или радую себя тем, что у меня есть еще куча времени позаниматься другими любимыми делами, когда все спят. А иногда достаточно бывает просто начать делать и впадаешь в такой азарт, что не остановить потом 🙂 А с Вашими мини-уроками по работе с информацией мне стало интересно работать даже с самыми неинтересными источниками литературы по специальности 🙂

    • admin

      Спасибо за Ваши дополнения! Да, так важно дело начать, а азарт приходит позже)