Тот, кто умеет эффективно учиться, тот везде добьется успеха
Интеллектуальные методики
для Вашего роста во всех сферах жизни
Работа с информацией, эффективное обучение,
развитие памяти, скорочтение, скоропечать

Как научиться учиться? 5 ключевых идей умения учиться

как научиться учиться

Мы часто сетуем на то, что мало знаем, чего-то не умеем, обделены талантами. А ведь на самом деле каждый из нас способен стать талантливым. Да, именно так: стать талантливым, а не родиться им. Каждый из нас обладает множествами талантов и способностей, только мы о них часто даже не догадываемся. Чтобы эти таланты увидеть, понять, нам нужно научиться лишь одной вещи: как научиться учиться.

Я считаю это главным навыком, который открывает нам двери в мир фантастических результатов и необычайных открытий. Подумайте сами: когда Вы утверждает, что, допустим, не умеете красиво играть на музыкальном инструменте, то правду ли Вы говорите? Ведь Вы даже не пробовали на нем играть. А вдруг окажется, что Вы феерично исполняете самые сложные произведения так, что можно заслушаться, просто Вы не научились владеть инструментом.

Как можно утверждать, что Вы боитесь высоты, если ни разу на высоте не бывали? Как можно утверждать, что Вы плохой водитель, если Вы не садились за руль?

Для того, чтобы понять свои таланты, нужно освоить базовые навыки в конкретном деле, практиковаться в нем, и лишь потом, с вершины своего опыта делать выводы, нравится ли Вам это или нет, есть ли талант и способности к этому делу и таковых не имеется.

Выносить вердикт заочно — точно так же, как ставить диагноз человеку, даже не спросив его на что он жалуется. Невозможно понять суть дела, не погрузившись в него хоть частично. Я уже описала ошибки, которые допускаются в современных обучающих программах, и теперь пришло время рассказать как же надо научиться учиться.

Можете прочитать статью о неэффективном обучении

Причём погрузиться, то есть научиться какому-то делу на хорошем уровне может каждый. Будь то рисование, вождение автомобиля, скорочтение, активное слушание, расчёт интегральных уравнений или любой другой навык или информация. Я хочу рассказать о ключевых принципах, которые позволяют научиться учиться.научиться учиться

Как научиться учиться. Принципы грамотного освоения информации и навыков.

1. Как научиться учиться: Новые навыки и знания получать естественным путем

Естественным путем — это таким, каким эти знания и навыки получают исследователи, ученые, первопроходцы. Этот путь совмещает в себе одновременное одномоментное осваивание теории и практики. Во время практических заданий изучать актуальную для данной задачи теорию.

Например, Вы изучаете адвокатское дело. Бессмысленно сперва заучивать все законы и правила, а потом после долгих и мучительных месяцев или лет зубрежки пытаться применить полученные знания на практике. Тем более, что это не получается практически ни у кого. Как нужно поступать?

  • Взять отдельный небольшой тематический блок, скажем, гражданский брак и раздел имущества
  • Найти краткую описательную теорию о том, что относится к этому блоку (буквально 1-2 страницы общего описания), но не изучать какие законы существуют и как такие дела решаются
  • Найти реальные описания дел, которые существовали в практике
  • По исходным данным дела сделать попытку найти пути решения в первом приблизительном самостоятельном варианте
  • Далее вернуться к теории, законам, актам и правилам и изучить те блоки, которые относятся к данной задаче (только данному делу)
  • Попытаться решить задачу, опираясь на эти элементы теории
  • Взять из этой темы еще несколько практических задач разного плана и аналогично изучить

В конце проработки этой темы еще раз просмотреть всю теорию, уже от начала и до конца. Но теперь она будет понятна, будет осваиваться в разы легче. На этом этапе важно заполнить пробелы или найти то, что оказалось невостребованным на практике. И часто оказывается, что после подобной проработки теорию не нужно учить, она осваивается автоматом в ходе решения практических задач.

Затем можно тренироваться на других типах задач (например, земельные вопросы, административные нарушения и т.п.). И постепенно вместе с практическими задачами изучать новые разделы теории.научиться эффективно учиться

2. Как научиться учиться: Брать естественные примеры

Проблема неестественности примеров, на которых происходит обучение, встречается повсеместно. Важно помнить, что пытаясь упростить себе обучение, мы берем самые простые изолированные практические задачи. Но именно в этом кроется корень наших проблем. Мозг чаще всего запоминает алгоритмы и небольшие паттерны (образцы) действий, которые встретились ему в изучаемой области в первый раз.

Это значит, что Ваши первые условные примеры будут основой для работы Вашего мозга. Именно поэтому потом переучиваться для решения реальных задач становится сложным. Например, тренироваться использовать один единственный инструмент в программе Фотошоп, осваивать все случаи его применения. При реальном редактировании фотографий нужен будет комплекс инструментов и методов.

Что же необходимо сделать? Брать в работу всегда реальные примеры и объекты. Можно брать более лёгкие примеры и идти к сложным, но они должны быть реальные и практические, которые с высокой вероятностью Вам могут встретиться.

Если Вы занимаетесь юриспруденцией, то берите примеры реальных дел; если осваиваете фотошоп, то берите уроки настоящей фотокоррекции; если учитесь рисовать, то сразу рисуйте небольшие картины, а не отдельные элементы (перспективу, светотени и прочее); если изучаете математику,  то сразу практикуйтесь на примерах, подобных тем, что будут в экзаменационных задачах; если учитесь скорой печати, то используйте все пальцы и буквы сразу; если верстаете страницы, то верстайте простые страницы, а не тренируйтесь на элементах.

Тренировка отдельных частей, которые сами по себе нигде не используются нужна, но не в момент обучения (а мы именно о нем и говорим), а нужна уже опытным людям, которые поняли суть и научились делать основную часть навыка, и теперь хотят развить свои способности ещё глубже. Именно тогда и имеет смысл погружаться в части, но никак не раньше.нужно научиться учиться

3. Как научиться учиться: Найдите методику или хорошего учителя, который покажет Вам логику обучения.

Если же нет ни того ни другого, создайте сами себе условия, когда Вы понимаете эту логику.

Как я уже говорила, внутренняя логика или модель принятия решений в любом навыке — это и есть самое ценное, что собирает наши отдельные знания и умения в цельный навык, дающий нам результаты. Без этой внутренней логики мы не можем сделать ничего, даже если получили отличное образование.

Чтобы успешно учиться, в идеале, Вам нужно найти опытного человека: учителя, руководителя, который покажет Вам эту внутреннюю логику. Осознанно или интуитивно Вы должны пройти этот путь в изучаемом навыке.

Что это за внутренняя логика? Разберёмся на примере решения уравнений по математике. Вы можете знать всю теорию, разобрать различные типы решений, алгоритмы, но Вы видите на бумаге этот конкретный пример и совершенно не знаете, что с ним делать. Что делает хороший учитель или хорошая методика? Показывает суть решений, рассуждений и выбора методов.

Пример.

Посмотрим на внешний вид заданного уравнения.научитесь учиться

Что в нем есть особенного, что подскажет нам, как его решать? В этом уравнении есть неизвестное в квадрате, значит есть два варианта: решить его как квадратное уравнение, либо воспользоваться какими-то сокращённым формулами, чтобы это уравнение решить. Посмотрим, какие сокращенные формулы подходят. Если не подойдут, будем решать как квадратное уравнение.

Если Вы проиграете разные варианты подобных уравнений, Вы на практике усвоите как практические навыки решения, так и теоретические принципы решения уравнений.

Обычно готовые решения в учебниках не сопровождаются подобными рассуждениями, даётся сразу метод: воспользуемся такой-то формулой. А почему именно ей, не сказано. И эта недосказанность позже выльется в ступор: а как же решать именно это?

С математикой, скажете Вы, все более или менее понятно. Но аналогичные принципы действуют и в других областях, где нужно обучаться. Возьмём другой пример: обучение, как начать и вести бизнес. Что обычно бывает на курсах и тренингах по этой теме? Инструменты бизнеса, процессы бизнеса, шаги, что нужно сделать, как вести бухгалтерию, как руководить сотрудниками. Все это отдельные части единой внутренней логики, которую мало кто даёт.

Все отдельные элементы бывает крайне трудно соединить вместе и пройти весь процесс построения бизнеса, нужна цельная картина. А начинается она с определения, для чего нужен бизнес (чаще всего для денег), какие идейные принципы Вы в него вкладываете (кому-то хочется бизнес только для помощи людям, кому-то экологичный, другому самый прибыльный, только уникальный и т.д.), далее следует последовательность действий, как выбрать нишу, как проанализировать рынок, оценить риски и многие другие действия, с чего лучше начинать и в каких объёмах.

Важно понять, что за чем делать, в особенности там, где нужно выбирать, а выбирать приходится часто. Эту логику можно узнать только у опытного бизнесмена, который сам её понимает и применяет при построении своего бизнеса.

Самый быстрый способ научиться хорошо учиться — это найти настоящего учителя

Неопытные люди часто начинают бизнес там, где много конкурентов, или, взяв слишком большие объёмы (и прогорают, не справившись с ними), выбирают не актуальную и не нужную нишу. Это происходит именно потому, что они не чувствуют той логики, какой нужно следовать.

Как я уже сказала, если рядом нет наставника, который может показать внутреннюю логику, можно использовать методики и пособия, построенные на таком принципе. Но часто бывает, что нет ничего подходящего. Как поступать в этом случае?научитесь учиться

Как научиться учиться, если нет хорошего учителя?

В ряде областей можно самим создать условия, приближенные к идеальному варианту. Такое можно сделать не всегда, но все же можно.

Важно постараться найти примеры, ответы на которые расписаны и объяснены. Где автор невольно прописал  пошаговый алгоритм, что и как он делал. Например, в сети много уроков по тому, как рисовать и делать коллажи в фотошоп. Уроки построены по принципу «возьмём инструмент кисть, выберем цвет #456783, проведем из левого верхнего угла прямую, зайдем в настройки «уровни», выставим значение 54″ и т.д.

В таком уроке всегда объясняется реальный практический пример, отрабатываются не отдельные, а интегральные навыки и частично соблюдена логика работы, что делается и в какой последовательности. Да, в таких уроках нет объяснения, почему выбран тот или иной метод. Но при регулярных тренировках на реальных уроках Вы нарабатываете этот опыт сами, просто повторяя шаг за шагом то, что сделали другие.

Если есть примеры решений (конкретные уроки фотошоп, примеры решения уравнений, химических задач, кейсы построения бизнеса, примеры сверстанных страниц, кейсы отличных рекламных кампаний, кейсы психологических ситуаций и их решений), то Вам следует их повторить, пройти и самостоятельно прочувствовать эту внутреннюю логику. Иногда это кажется бесполезным: просто пройти шаг за шагом то, что уже сделано. Но именно так Вы можете понять эту внутреннюю логику. Чем сложнее и комплекснее навык, тем тяжелее будет понять, но это возможно.как научиться учиться

4. Как научиться учиться: совершайте ошибки только там, где это можно

К ошибкам мнения существуют разные. Одни считают, что их можно и нужно совершать, другие считают, что надо стараться делать все безошибочно. Если мы говорим о том, как научиться учиться, то должны оговорить и то, как совершать ошибки.

Я расскажу свою позицию, основанную не только на моём мнении, но и на знаниях, полученных от серьёзных исследователей. Итак, существует диаметрально противоположные отношения с ошибками для двух типов действий: навыковые действия и действия, связанные с рассуждениями и принятием решений.

Навыковые действия — это все то, что нужно нам для облегчения жизни, все то, что мы пытаемся освоить и делать на автомате (быстро читать, быстро печатать, водить автомобиль, танцевать, петь, рисовать, составлять планы, работать в программах, класть кирпичи, копать грядки, активно и эмпатично слушать, красиво выступать на публике). Суть таких навыков — научиться что-то делать, физически, ментально, эмоционально.

Второй тип действий — это действия размышлений и принятия решений. Здесь мы не делаем, а анализируем и решаем, что нам нужно сделать (какой бизнес начать, какого сотрудника нанять, куда поехать летом, судить ли свой огород, покупать ли автомобиль, отдохнуть или ещё поработать, какой инструмент выбрать для работы, какой метод нужен для решения задачи).

У первой категории действий совершение ошибок на стадии обучения может быть губительно для формирования навыка. Именно при обучении навыкам наш мозг записывает паттерны себе в нейронные сети. Если мы зафиксируем неверные паттерны, нам очень трудно будет их изменить.

Певцы говорят, что при смене школы или учителя вокала бывает очень трудно перестроиться, потому что они научились петь одним образом, а другая вокальная школа предполагает иное пение.

Тяжело переучивать неверно поставленную руку при письме, рисовании. Тяжело переучиться с неэкологичных способов скорочтения на верные способы, трудно перестроиться на грамотные способы запоминания, если Вы раньше просто зубрили. Прочно закрепившиеся образцы навыков сложно поддаются переделке. Поэтому проще научиться учиться, а потом осваивать другие области.

Если говорить о принятии решений, то здесь все наоборот. Ошибаться можно и даже полезно. Ошибки в этих действиях нарабатывают опыт принятия верного решения, ослабляет страх перед ошибками и, собственно, позволяют научиться учиться. Помогают понять неверную логику своих решений, найти области развития. Мы учимся на ошибках именно в таких действиях и таких случаях.

Помните об этом, когда изучаете новое. Благодаря методам без проб и ошибок Вы ускорите процесс обучения навыкам и ощутите иную модель, как научиться учиться навыковым действиям. Выбирайте те методы обучения навыкам, которые задают верные образцы для вашего мозга. Об этом мы еще поговорим в следующих статьях. А в принятии решений можете смело допускать ошибки, это пойдет только на пользу. нужно научиться учиться

5. Как научиться учиться: повышайте общий уровень интеллектуальных навыков.

Если у вас быстрое, системное мышление, если Вы знаете грамотные способы запоминания материала, если владеете навыками обработки информации, если умеете ставить цели и распределять своё время, то Вам значительно проще быстро научиться чему-либо. Общий уровень владения интеллектуальными навыками может ускорить любое наше обучение, в том числе помочь научиться хорошо учиться.

Причём, если Вы хорошо разбираетесь в одной области, то научиться новым навыкам или освоить знания в близкой, смежной области Вам будет намного легче. Программист, который владеет одним языком программирования легче осваивает другой язык программирования, чем человек, совершенно не опытный в этих сферах.

Сложнее всего начать осваивать навыки, получать знания. Чем дальше Вы движетесь, тем легче становится сама дорога.

Какие это интеллектуальные навыки?

  • Мотивация
  • Тайм-менеджмент
  • Качественное внимание
  • Умение работать с информацией
  • Умение правильно работать с памятью
  • Скоростное мышление
  • Умение отдыхать

Читайте подробнее о семи навыках  интеллектуального развития

Подробнее о том, как развить память

Изучайте себя, свои особенности. Исследуйте, какой у вас тип восприятия информации, к какому типу относитесь вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Используйте эти знания, чтобы легче воспринимать получаемую информацию, а значит и легче учиться.

Продвижение хотя бы частично в каждом из навыков даёт замечательные результаты в общих способностях. Поэтому развивайтесь и Вы увидите потрясающие результаты в своей жизни.

Конечно, если вникать в тему, как научиться учиться, то можно выделить и другие составляющие, но об этом мы поговорим позже, в других статьях. Я надеюсь. эта информация будет полезна и Вы научитесь учиться быстро и качественно.

Как научится учиться. Ирина Пермякова

Напишите в комментариях, что Вы можете применить из вышесказанного, чтобы научиться учиться?